​Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района"

пр-т. Мира и Дружбы, 2, п. Железнодорожный
Усольский район, Иркутская область, 665483
т/факс: (39543) 98-1-15, 98-2-43
Режим работы: пн-пт, с 9.00 до 17.00,
Перерыв на обед с 13.00 до 13.48.
Прием детей круглосуточно.

Электронная почта: usolie-srcn@mail.ru


С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей

Снежным февральским днем она стояла на остановке, ежась от пронизывающего ветра и тщетно стараясь поглубже зарыться лицом в воротник шубы. Автобуса все не было и не было. Если дело так пойдет дальше, то совсем скоро она смогла бы исполнить роль сосульки или Снегурочки даже без дополнительного грима.
Её зовут Любовь. Надо сказать, что не только мороз был причиной озноба – ее колотило и от страха, внутреннего волнения. Сегодня должно было состояться самое первое занятие в школе приемных родителей, куда она записалась совсем недавно – на волне недавнего душевного подъема от решения стать приемными родителями. Однако сейчас этот самый подъем постепенно уступал место нараставшим сомнениям: когда наконец подошел ее автобус, она уже готова была развернуться и отправиться в обратный путь – домой, в свою прежнюю, пусть бездетную, но вместе с тем достаточно спокойную и стабильную жизнь. Перевесило, как ни странно, простое любопытство – уж больно хотелось ей хоть одним глазком посмотреть – что же это за школа-то такая приемных родителей и чему вообще в ней могут учить, и конечно же Любови хотелось рассказать об этом дне своему любимому мужу, который был инициатором этой идеи, но в этот момент находился в командировке.   
С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей          
Выйдя из автобуса и двигаясь в стиле «шаг вперед и два назад», она добралась до нужного адреса: г.Усолье-Сибирское, ул. Коростова, 9. В небольшом холле на стенде пестрели детские рисунки, на столике стояли их же забавные поделки, гостеприимно встречая посетителей. До начала занятия – а она умудрилась приехать почти на час раньше назначенного времени (вот что значит – переволновалась) – ей предложили заполнить заявление и анкету. Стандартные вопросы о семейном положении, о составе семьи, о родственниках, откуда узнали о нашей школе. Ой, а это что еще такое? – какого пола и возраста хотите взять ребенка, на какую форму устройства в семью.
— А как быть, если я не знаю – ведь мы с мужем еще ничего не решили окончательно?
— Ну, тогда так и напишите – не знаю, не уверена, не решили.
Сказать честно, что в процессе заполнения анкеты паника у молодой женщины стала нарастать – «наверное, в школу приемных родителей идут учиться те, кто уже твердо определился в своем намерении взять в семью ребенка-сироту или ребенка, который остался без попечения родителей, а не такие вот ни в чем неуверенные особы типа меня».
— Вот что же нам здесь написать – мы же еще ничего не решили? Давай напишем, что хотим взять девочку маленькую… Или нет, давай лучше напишем, что еще не знаем? – оказалось, что подобные вопросы возникли и у приехавшей следом за мной супружеской пары, тоже занимавшейся заполнением анкеты и «застрявшей» на тех же вопросах, что и я.
«Ну, хоть не одна я такая здесь, оказывается, сомневающаяся», – подумала Любовь и пошла занимать место за большим овальным столом, т.к. народ постепенно прибывал и кабинет быстро заполнялся.
Это занятие – своеобразный день открытых дверей в школе приемных родителей – началось с того, что перед кандидатами в приемные родители выступила руководитель школы, заведующая отделением по сопровождению замещающих семей, психологи и т.д. (в общем, наши будущие преподаватели).
 С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей
 
С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей
Преподаватели избегали противопоставления понятиям «свой ребенок» — «ребенок из детского дома»: в семье все дети – уже свои, просто пути их попадания в семью бывают разные – кого-то родили, ну а кого-то принес немного позже сбившийся с дороги аист.
Также за плечами у всех без исключения  преподавателей имелся многолетний опыт работы с детьми, оказавшимися по воле судьбы в казенных государственных учреждениях, а также с замещающими семьями.  Ключевой и основной темой первой дискуссии стала тема о том, как детям необходима, жизненно необходима семья.
Затем наступила очередь, записавшихся на обучение в школу приемных родителей, рассказывать о себе. Любовь была по-настоящему поражена услышанным, т.к. до этого искренне считала, что сирот берут либо бездетные пары, либо одинокие женщины с несложившейся личной жизнью. А тут такие разные истории: в группе их было почти пятнадцать человек, и у каждого за плечами была какая-то своя история, какой-то свой опыт прихода именно к этому решению:
Жена бизнесмена, лежавшая со своим ребенком в больнице и увидевшая в пустой палате ребенка-отказника.
Бизнес-леди, вырастившая двоих детей и готовая стать мамой в третий раз, только теперь уже приемной.
Многодетная семья, глава которой взяла на воспитание своих внуков от старшей дочери.
Молодая девушка, чья подруга умирала от онкологии и попросила стать опекуном для ее детей.
Семейная пара врачей, после 18-летнего лечения уже не верящих в безграничные способности медицины.
Отец троих дочерей – «хочу наследника, но боюсь промахнуться в четвертый раз, поэтому решили взять сына – чтобы уж точно наверняка!».
«А мы уже приемные родители, вот идем за вторым ребенком».
«Приняли решение на семейном совете – раз у нас в материальном плане всего хватает, слава Богу, то почему бы не поделиться этим с каким-нибудь ребенком? – будем дочурку искать, младшую сестренку для наших пацанов».
Почетным гостем на первом занятии была женщина – бывшая выпускница школы, уже ставшая приемной мамой. Ее сынишка шустро бегал по отделению, с восторженным визгом гоняя воздушные шарики и заливаясь смехом, — по его внешнему виду уж совсем никак нельзя было предположить, что не так давно он лежал под капельницей в больничной палате, абсолютно ничей и с весьма мрачными прогнозами врачей на будущее.
Вообще приемные родители и их детки приходили почти на каждое занятие в школе и выступали вместе с преподавателями, делились своим опытом, отвечали на вопросы, что-то советовали, подбадривали и т.п. Темы занятий были разные – медицина, правовые аспекты усыновления сирот, психологические отношения, адаптация ребенка.
Всего таких занятий было четырнадцать – ну почти как мгновений весны, только учились кандидаты весьма основательно: каждые среду и пятницу по 3-4 часа на протяжении полутора месяцев.
Кандидаты в приемные родители были приглашены на ежегодный форум приемных родителей Усольского района, чтобы изнутри познакомится с этим уникальным сообществом единомышленников.
С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей 
Группа кандидатов в приемные родители посещала социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района, который находится в п. Железнодорожник. Где проводили мастер-классы, общались с ребятишками, испытывали ни с чем несравнимые эмоции.
С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей 
По окончании обучения проводился выпускной, небольшой экзамен и вручалось свидетельство об окончании школы приемных родителей.
 С чего начинается Родина, или Чему учат в школе приемных родителей
«Так с чего же все-таки начинается Родина?» — спрашивала сама у себя Любовь, теперь уже выпускница Школы приемных родителей. И на ум приходили только эти строки:

Мы живем одними заботами
Мы не делим детей: «мой — не мой',
Наше счастье, глядите-ка — вот они!
Просто дети земли родной.

Родина начинается с семьи.
Главным итогом обучения в школе для нее стала твердая уверенность в правильности принятого ранее решения ею и её мужем, все сомнения остались в прошлом. Впереди теперь было самое важное и самое сложное – поиск «своего» ребенка.
 
Подготовила: психолог Погорелова Э.В. 2019г.